Актуальная информация

Актуальная информация

Престижные профессии по мнению абитуриентов

В России появилась новая профессия - инвестконсультант

Как избежать основных ошибок при выборе профессии?

Ошибки при выборе профессии: Очень важно определить, что действительно Вам нужно.

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

2. Бытующие мнения о престижности профессии.

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться – но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников – очень позитивные особенности ребят Вашего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайтесь на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайтесь увидеть, чем Вы отличаетесь от товарищей – и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он – рискованный человек), Вам эта профессия может не понравиться (Вы очень осторожный и рассудительный).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика – это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей – прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имейте ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности – вплоть до животноводства.

8. Незнание / недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики – сердце...

9. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

Когда вы решаете задачу по математике, то выполняете определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии. Наш сайт как раз и создан для того, чтобы направить Вас, показать основные этапы решения проблемы. Однако не воспринимайте инструкции буквально, лучше даже, если Вы творчески подойдете к делу и разработаете для себя свой собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо еще) и т.д.

Как правильно выбрать профессию?

Три позиции выбора профессии:

  • ХОЧУ – интересы, склонности ребенка, желание заниматься интересующим его делом;
  • МОГУ – уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности;
  • НАДО – спрос на профессию, потребность в ней общества.

Три фактора, которые необходимо учитывать при выборе профессионального пути

  • Объективный - востребованность специальностей и профессий, конъюнктура рынка труда, стадии развития отраслей и т.д.
  • Субъективный - способности и личностные качества, интересы и мотивация, знания и умения и т.д.
  • Ситуативный – везение, возможности, связи, знакомства и.д.
Семь шагов к взвешенному решению.
  1. Составить список подходящих профессий:
    Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
  2. Составить перечень требований выбираемой профессии:
    Составьте список своих требований:
    • выбираемая профессия и будущий род занятий;
    • выбираемая профессия и жизненные ценности;
    • выбираемая профессия и жизненные цели;
    • выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
    • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
    • желательный уровень профессиональной подготовки;
    • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
    • желательные содержание, характер и условия работы.
  3. Определить значимость каждого требования
    Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
  4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий
    Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
  5. Подсчитать и проанализировать результаты
    Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
  6. Проверить результаты
    Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
  7. Определить основные практические шаги к успеху
    Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование

Какие бывают психологические типы профессий?

По предмету труда можно выделить пять типов профессий.

  1. К профессиям типа "человек-человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).
    Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
  2. Тип "человек-техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования).
    Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
  3. Тип "человек – знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист). Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
  4. К типу "человек – художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор). От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
  5. К типу "человек-природа" можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар).
    Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта. Какие бывают классы профессий?
Что влияет на выбор профессии?

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

8 факторов выбора профессии.

Позиция старших членов семьи:

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается Ваша жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о Вашей будущей профессии.

Позиция товарищей, подруг:

Дружеские связи в Вашем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует Вашим интересам и совпадает с интересами общества, в котором Вы живете.

Позиция учителей, школьных педагогов:

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о Вас, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от Вас.

Профессиональные планы:

Под планом в данном случае подразумеваются Ваши представления об этапах освоения профессией.

Способности:

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

Уровень притязаний на общественное признание:

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

Информированность:

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые Вами сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

Склонности:

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это – интересы, подкрепленные определенными способностями.

Выбор профессии

Что такое профессия?

Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. Занимая различное положение в экономической, политической и культурной структуре общества, они принадлежат к разным социальным группам, категориям населения. Так, человек может быть учащимся, работающим, безработным, пенсионером, инвалидом, руководителем, подчиненным, предпринимателем, преступником, следователем, учителем, строителем, родителем, супругом и т.п. Классовая, этническая, религиозная, семейная, профессиональная принадлежность – это наиболее важные социальные характеристики любого человека.

По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.

Как появились профессии?

Термин "профессия" происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово "профессор". Но происхождение слова "профессия" скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории.

Термин "профессия" происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово "профессор". Но происхождение слова "профессия" скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории.

Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами, четвертые – строителями, пятые – ткачами, шестые – гончарами, седьмые – кузнецами, восьмые – знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Что такое профессиональная трудовая деятельность?

Не любой человеческий труд может считаться профессиональным. Например, уход за своими собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать трудом. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляет няня, является в полном смысле этого слова профессиональным. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются два условия.

Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта?

Профессионал – это квалифицированный человек, продающий результаты своего труда.

В отличие от профессионала, дилетант – это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации. Тем не менее, некоторые дилетанты пытаются зарабатывать деньги, пользуясь недостаточной компетентностью некоторых людей, нарочно или ненамеренно вводя их в заблуждение относительно качества своего труда.

Напротив, любитель – это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия. Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов.

Например, увлечение составлением гороскопов можно считать просто хобби. Но когда человек имеет диплом астролога и составляет гороскопы для клиентов, это уже можно назвать профессией. Или если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то мы считаем его просто любителем, а если он зарабатывает этим себе на жизнь – то он профессиональный спортсмен.

Как связаны между собой профессия и увлечение?

Ваше увлечение может стать профессией. Равно как Ваша профессия может быть для Вас увлекательной. Любое Ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. И если Вы умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в туристические походы, заниматься восточными единоборствами, танцуете или занимаетесь историей города, то Вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником. Любое Ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой профессии. Конечно, идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще. А к профессии относиться как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей.

Что следует узнать о профессиях?

Планируя свою карьеру, неизбежно приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Для того чтобы не упустить никакой важной информации о профессиях, желательно, чтобы признаки, на которые Вы ориентировались при сборе профессиональных сведений, были наиболее существенными, и количество этих признаков было достаточно полным и исчерпывающим.

Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько больших категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические.

Технологические характеристики профессии включают в себя описание следующих вещей:

Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста? Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа.

В чем заключаются цели труда? Может быть это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой.

С помощью, каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда?

Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту.

Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать: в помещении, в кабине, на открытом воздухе.

В каком климате он наиболее часто работает? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать. Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально.

Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он в жестком или свободном режиме. Приходится ли ему работать посменно, в ночное время, вахтами. Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями.

Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить. Какими причинами они могут вызываться.

Экономические характеристики описывают:

В каких отраслях используется данная профессия? В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка.

Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли специалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней.

В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей данной профессии?

Педагогические характеристики определяют:

  1. Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования?
  2. Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?
  3. Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?

Медицинские характеристики профессии определяют:

  1. Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?
  2. Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии?
  3. Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии? Это могут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми.

Психологические характеристики профессии содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека:

  1. К его органам чувств: зрительному, слуховому, осязательному восприятию;
  2. К двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности, ловкости;
  3. К умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям;
  4. К чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т.д.
Сколько существует профессий?

В разные времена количество профессий значительно менялось. Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями.

В документе, который называется "Единый тарифно-квалификационный справочник", насчитывается более 7 тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Считается, что в мире их около 40 тысяч.

Сильно меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся, дробятся, размножаются. Поскольку, именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными.

Как правильно составить резюме при устройстве на работу?

Профессиональное резюме - краткое жизнеописание потенциального работника, где указывается его образование, опыт работы, профессионально важные качества и навыки, интересы и другая информация, которая может заинтересовать работодателя.

Структура резюме

Собственно это просто слово "резюме". В последнее время данный документ иногда называют CurriculumVitae (CV, по-латински "жизнеописание") как это практикуется при написании резюме на других языках. Данный вариант красивее и точнее по смыслу, но у нас достаточно редок.

Цель

Краткое описание того, на получение какой должности вы претендуете. Рекомендуется перечислить все должности, которые вы хотели бы занимать. Существующая схема деятельности отделов кадров и кадровых агентств часто оказывается крайне негибкой. Заполненную вами анкету, помещают в папку (заносят в директорию), в соответствии с вашим указанием "специализации". Попав, например, в "менеджеры по продажам", у вас зачастую нет никаких шансов попасть на рассмотрение в качестве "productmanager". Поэтому необходимо указать все вакансии, которые вам интересны. (Однако не стоит растягивать этот пункт более чем на две-три строчки).

Ваше имя, адрес, номер телефона (включая код города), e-mail (если он есть).

Образование

Образование в резюме молодого специалиста, с отсутствием практического опыта работы или его минимумом (не считая практику), занимает ведущее место. Образование указывается с датами, в обратном порядке:

  • основное - вуз (и название факультета) в 20__ - __ гг.;
  • дополнительное (параллельное) - второе высшее образование (если оно у вас есть) в 19__ - __ гг.;
  • важно сообщить об окончании курсов и прохождении сертификации по специальности. Если вам дорого окончание курсов в соответствии с хобби (например, макраме), включите это в последнюю часть - хобби, но никак в раздел "образование";
  • указывать среднюю школу необходимо только в том случае, если это языковая или другая спецшкола, или если вы закончили среднюю школу с отличием (наличие золотой/серебряной медали);
  • важно указать техникум;
  • отметьте также диплом с отличием, дополнительные специальности;
  • если институтская (университетская) специализация соискателя соприкасается, хотя бы частично, с интересующей его должностью, можно указать и название выпускающей кафедры;
  • если опыт работы недостаточен или отсутствует, как это часто бывает у молодого специалиста, рекомендуется указывать изучавшиеся предметы (особенно те, в которых были достигнуты наибольшее успехи), хорошие и отличные оценки, награды на олимпиадах и конкурсах и т.п.;
  • также необходимо указать наличие публикаций, особенно в специализированных изданиях, изобретения или собственные разработки;
  • важно также не забывать о притягательности слова "государственный" - государственные курсы, государственные награды и т.п.
Трудовой опыт (практика) в обратном хронологическом порядке

У выпускника, который старательно учился, посещал дополнительные курсы и пытался пробить стажировку, редко когда есть опыт постоянной длительной работы. Если же опыт работы имеется, то описывать его принято в обратном хронологическом порядке и напротив времени и места работы обозначать свои должность и функции, делая упор на профессиональных достижениях. Стажировка и практика засчитываются наравне с опытом работы, а хорошая стажировка стоит нескольких временных подработок.

Работа (практика) указывается также в обратном порядке: сначала настоящее или последнее место работы, потом предыдущее и т.д.

Необходимо указать:

  • даты начала и окончания работы (практики),
  • наименование организации (нет необходимости указывать в резюме подробный адрес предприятий, на которых вы работали, достаточно будет указать их название и город, в котором они находятся),
  • название должности (их может быть несколько, если ваша карьера развивалась успешно),
  • должность и перечислите служебные обязанности - по возможности полно, поскольку именно это часто становится решающим.

Если для человека с большой трудовой биографией рекомендуется указание только последних 3-5 мест работы и период не более 10 лет, то для молодого специалиста важно указать как можно больше (весь) трудовой (практический) опыт работы.

В резюме выпускника важно включить информацию о прослушанных спецкурсах и пройденных тренингах.

Важно также (обязательно) указать производственные достижения на каждой должности, если они были. При описании достижений необходимо использовать глаголы действия, такие как развивал, сэкономил, увеличил или сократил. Желательны предельно конкретные формулировки.

Дополнительные навыки работы

В этом разделе указывается то, что характеризует вас как работника, но не относится непосредственно к конкретным служебным обязанностям - например:

  • наличие водительских прав,
  • опыт работы с ПК (сообщая уровень владения компьютером, необходимо уточнить в каких операционных системах и программах вы работали/работаете),
  • членство в профессиональных организациях и т.п.

Здесь же может быть отмечено знание иностранного языка, если вы не совсем уверены в свободном владении им. Если уверены - выделите в отдельный раздел, причем желательно указать языковые курсы, если вы их заканчивали.

Раздел "навыки работы" предоставляет соискателю широкие возможности показать, что называется, товар лицом. Важно указать по максимуму все, что имеет отношение к желаемой работе, а остальное - в том случае, если это улучшит ваши показатели. Но лучше, все-таки, не увлекаться - если ваших достоинств слишком много, потенциальный работодатель может испугаться, что у него не хватит денег на такого ценного сотрудника. Не стоит себя хвалить - только факты. Работодатель сам должен сделать выводы.

Дополнительная информация

Или "хобби" (либо "награды и общественная деятельность").

На Западе этот пункт включается обязательно, поскольку человека часто лучше всего рекомендует общественное положение: клубы, общества, награды и т.д. Так как в нашем обществе такой системы нет, желательно отметить то, что имеет хотя бы косвенное отношение к специальности.

Не следует указывать, состоите ли вы в каких-либо партиях, религиозных общинах.

Указание на возможность предоставления рекомендаций

Самих рекомендателей упоминать не стоит, однако необходимо подготовить их список - он может пригодиться на собеседовании.

Дата составления резюме

В заключении необходимо поставить дату составления резюме и подпись.

Сборник «В мире профессий»

8 самых частых ошибок при выборе профессии или Как НЕ нужно выбирать специальность

Известный писатель Бернард Шоу сказал: Известный писатель Бернард Шоу сказал: «Постарайтесь получить то, что любите, иначе придётся полюбить то, что получили». В этой статье профконсультант ЦТР «Гуманитарные технологии» Фёдор Булатов рассказывает о самых частых ошибках, которые допускают выпускники школ при выборе профессии.. В этой статье профконсультант ЦТР «Гуманитарные технологии» Фёдор Булатов рассказывает о самых частых ошибках, которые допускают выпускники школ при выборе профессии.

Как НЕ нужно выбирать специальность
  1. Куда возьмут, туда и пойду учиться.

    Вот такое решение и приводит ко всем этим печальным данным статистики: высокий процент устроенных не по специальности, низкая удовлетворённость трудом... Действительно, о каком профессиональном росте можно говорить, если работа вызывает одни негативные эмоции? Один мой знакомый отучился на геодезиста, а в итоге пошёл работать эвент-менеджером и ведущим свадеб. Разве не лучше было раньше понять, что интерес вызывает работа не в безлюдном поле и в одиночестве за компьютером, а на публике? В итоге несколько лет жизни были потрачены на приобретение абсолютно ненужных компетенций.

    Профессию надо выбирать осознанно. Возможно, вы выбираете дело всей вашей жизни. Ошибка здесь может обойтись очень дорого.

  2. Я хочу стать инженером, но там же надо физику сдавать!

    Отдельная группа «карьерных неудачников» - люди, которые до ужаса боятся экзаменов. Простите, вы это серьёзно? Думаете, что проектировать здания проще, чем выучить школьный курс физики? Поймите: школьная программа относительно несложная. Если у вас совершенно не идёт какой-то предмет, то, возможно, причина в неудачной подаче материала. Обратитесь к репетитору, который поработает с вами индивидуально. А если дело в тревоге и неуверенности в своих силах, вы можете посетить психологические консультации. Экзамены– это не приговор, а испытание. Преодолеть его или сдаться и плыть по течению – вот выбор, который стоит перед вами. Не надо приносить работу мечты в жертву своим страхам.

  3. Стану экономистом, потому что люблю общаться с людьми.

    Одна из самых частых ошибок. Школьники выбирают профессию, совершенно не представляя себе, как именно она выглядит. Как практикующий профконсультант могу сказать, что чуть ли не каждую неделю ко мне на консультации приходят юноши и девушки, заверяющие меня в пламенной любви к работе экономиста. Но ненавидящие математику. А ведь это тот редкий случай, когда работа действительно очень похожа на школьный предмет. Бухгалтеры, аудиторы, финансовые консультанты – все они, в первую очередь, занимаются расчётами. Да, общаться с людьми им тоже приходится, но главное содержание их работы - математика. Можно сказать, что они в этом смысле «обратны» менеджерам по продажам: для менеджеров по продажам главное – общение с людьми, и параллельно с этим им периодически приходится делать кое-какие расчёты.

    Выбор профессии вслепую или по образам из фильмов – одна из самых частых и грубых ошибок.

  4. Где больше платят
  5. Где больше платят, туда и пойду.

    Ещё одно распространённое заблуждение. Можно ли сказать, что айтишникам платят больше, чем психологам? В среднем – безусловно. Но вы – не «среднее», ваша жизнь – это отдельный, конкретный случай. И востребованные психологи зарабатывают больше программистов. Важно понимать, что людям платят не за диплом и название специальности – им платят за их квалификацию. Программист, который ненавидит свою профессию, не будет учиться, не будет пытаться решать новые, более сложные задачи – и не будет интересен работодателям. Психолог, который реально может решать проблемы своих клиентов, стремится развиваться и расти как профессионал, всегда найдёт себе клиентов – и будет финансово успешен тоже. А может, решит найти новую нишу для применения своих специальных познаний – например, в работе с юзабилити. Особенно важным саморазвитие становится сегодня, в связи с бурным технологическим развитием и постоянным изменением мира профессий.

    Нет неоплачиваемых профессий – есть недостаточно хорошие работники.

  6. Я мужчина, а значит, должен стать инженером или военным.

    Можно многое говорить о различиях мужчин и женщин, но надо смотреть правде в глаза: мужских и женских профессий сегодня не существует. Раньше – в Новое Время, в Средние Века, в Античности – ряд профессий (например, военный, кузнец) были закрыты для женщин по очень простой причине: в среднем женщины физически слабее мужчин. Но сейчас... Какая разница, сильная или слабая рука жмёт на курок? Опыт армии Израиля показывает, что разницы нет. Кто стоит за станком? Трудовой подвиг женщин СССР во время Второй Мировой говорит сам за себя. Кто выступает на публике и издаёт указы? Женщина-политик в наши дни вызывает осуждение лишь у убеждённых шовинистов и радикальных исламистов. Опять же – кто сказал, что не мужское это дело заниматься дизайном? Изучать языки, быть писателем или журналистом?

    Стереотипы годятся только для одного: плодить человеческое несчастье. И мужчины и женщины имеют только один профессиональный долг: дело, которым они будут заниматься, должно быть любимым.

  7. Какая специальность? Да всё равно, лишь бы только в МГУ отучиться.

    К счастью, в последние годы эта ошибка становится всё более и более редкой. Да, дипломы разных вузов имеют разную ценность на рынке труда. Но куда больше ценятся знания и навыки. Для того, чтобы стать геодезистом, целесообразнее отучиться в МИИГАиК или даже в колледже, а не на биологическом факультете МГУ. Да, при прочих равных экономиста из ВШЭ охотнее возьмут на работу аудитором, чем экономиста из МАДИ; но если на позицию аудитора будут соревноваться рекламщик из ВШЭ и тот же экономист из МАДИ, высокий рейтинг вуза не спасёт выпускника ВШЭ.

    Выбор профессии по названию вуза – почти то же самое, что выбор по принципу «куда возьмут».

  8. Пойду учиться на политолога! Хочу стать политиком.

    Чем-то эта ошибка похожа на третью. Политики явно связаны с политологией, дипломаты – с иностранными языками... Но для того, чтобы стать политиком, недостаточно отучиться на политолога. Больше того, политику совершенно не обязательно учиться на политолога. Для того, чтобы стать политиком, надо вообще заниматься другими делами: вступать в политические и общественные движения, в открытые комитеты, заводить знакомства. Надо входить в мир политики, а не просто читать о нём. К той же работе в дипломатической сфере куда лучше подготовит Академия ФСБ, чем романо-германское отделение филологического факультета. Экономика не обязательна для занятия бизнесом.

    Помните: если вы хотите делать карьеру в сфере управления, нужно развивать в себе очень разные навыки. Не стоит жёстко привязывать такую карьеру к определённому образованию. Изучите биографии успешных людей в той сфере, к которой вы стремитесь. Посмотрите, какие шаги они делали, какие навыки им помогли – и учитесь у реальных профессионалов.

  9. Пойду учиться на психолога
  10. Я пойду учиться на психолога, чтобы разобраться в себе.

    Напоследок небольшой совет от психолога – совет для тех, кто считает, что поступать ему нужно именно на психфак. Если вы хотите разобраться в себе, то вам нужно – внимание! – не учиться на психолога, а обратиться к психологу. Поверьте, тогда личная проблема будет решена намного быстрее и намного дешевле. Даже если вам понадобится сотня сеансов, это всё равно отнимет всего лишь сто часов и (средняя цена за психологические консультации в Москве – 1,5 тысячи рублей) сто пятьдесят тысяч рублей. Один семестр изучения психологии обойдётся намного дороже и отнимет в разы больше времени. Только чтобы получить степень бакалавра, студенту дневного отделения нужно отучиться восемь семестров.

    Конечно же, это касается и других специальностей. Не стоит учиться на юриста, только чтобы решить юридические проблемы своей семьи. Или на строителя – только чтобы построить себе дом.

При выборе профессии, постарайтесь избежать скоропалительных решений. Это дело не менее серьёзное, чем, например, выбор супруга. Выбирать профессию по вступительным экзаменам или по тому, как показывают представителей этой профессии в фильмах, так же нецелесообразно, как выбирать спутника жизни исключительно по цвету волос и звучанию имени. Чтобы определиться с будущей специальностью, пройдите профориентацию всё взвесьте, и тогда ваша будущая деятельность будет только в радость.

Автор: Фёдор Владимирович Булатов, психолог, профконсультант Центра «Гуманитарные технологии»

10 привычек по-настоящему успешного человека

Каждый человек стремится вести успешную и полнокровную жизнь. Однако то, насколько хорошо это получится, зависит от привычек, которые сопровождают личность. Как говорил великий поэт, «привычка – вторая натура». Поэтому мы предлагаем вам узнать, какие привычки следует в себе развивать, чтобы добиться успешной жизни.

  • Просто будьте счастливы

    Положительный взгляд на вещи помогает не только успешно решать проблемы, но и не терять радости. Старайтесь находить приятное в обычных вещах: во вкусной пище, в красивой природе, в человеческой доброте. Наслаждайтесь каждым мигом. Научившись радоваться каждому дню, вы станете более успешной личностью.

  • Никогда никуда не торопитесь

    Все успевает тот, кто никуда не торопится. Планируйте время так, чтоб выполнять повседневные дела в обычном, а не ускоренном темпе. Это снизит стресс и позволит достичь больших успехов.

  • Правильно расставляйте приоритеты

    Хорошее планирование – залог успеха. Если человек определил для себя, что же у него самое главное в жизни, ему легче делать выбор и принимать решения. Более того, вероятность ошибки – минимальна.

  • Всегда продолжайте учиться

    Учиться никогда не поздно. И это правда. Невозможно знать всего, сколько бы лет мы ни получали образование. Постоянное расширение кругозора поднимет вас не только в собственных глазах, но и поможет иметь больший авторитет среди друзей и знакомых. Но главное, что у вас будет постоянный приток полезной информации, которую вы сможете применять в жизни. Кроме того, тот, кто готов обучаться, как правило, побеждает свою гордыню. А с такими людьми приятнее общаться, и они становятся более успешными.

  • Каждый день хорошо высыпайтесь

    После полноценного сна человек всегда чувствует себя лучше. Силы успевают восстановиться, мозг работает по полной программе. При таком самочувствии намного легче спокойно реагировать на перемены и трудности. К тому же, если выделять достаточно часов для сна, каждый день вы будете просыпаться счастливым и успешным человеком.

    Успешный человек – этот тот, кто постоянно движется вперед. Достигнув чего-то одного, важно не останавливаться.

  • Ставьте перед собой цели

    Успешный человек – этот тот, кто постоянно движется вперед. Достигнув чего-то одного, важно не останавливаться. Чтобы цели были более реальными, их следует выписать на лист бумаги. Некоторые психологи даже советуют визуализировать поставленную задачу, например, нарисовать ее и расположить так, чтобы она была постоянно на виду. Это будет мотивировать вас к регулярным действиям. Вскоре вы заметите, что приближаетесь к желанному результату – стать весьма успешной личностью.

  • Выделяйте время физическим упражнениям

    Это вовсе не означает, что нужно до изнеможения работать в тренажерном зале. Достаточно легкой пробежки несколько раз в неделю или посещения бассейна. Такие занятия не только укрепят физическое здоровье, но и помогут быть более уравновешенным и успешным.

  • Умейте признавать ошибки и работать над ними

    Невозможно прогрессировать, не улучшаясь. Чтобы работать над собой, нужно уметь различить свои слабые места и сделать на этом акцент. Это не значит утратить чувство собственного достоинства или самооценку. Наоборот, это значит расти и становиться лучше, сфокусировавшись на важном.

  • Не тратьте время зря

    Конечно, выделять время для отдыха необходимо. Однако отсутствие планирования может привести к тому, что драгоценные минуты истекут напрасно. Если приходится много времени проводить в пути, можно взять за правило что-то читать или слушать. А для мгновений, проведенных в ожидании, можно оставить какие-то маловажные, но необходимые занятия.

  • Не бойтесь интересоваться чужим мнением

    Пусть другие подскажут, в чем стоит усовершенствоваться. Можно обратиться к другу или руководителю по работе. Такой совет позволит в кратчайшие сроки увидеть сферы для совершенствования и начать предпринимать меры, чтобы стать лучше.

Эти простые привычки помогут стать успешным и счастливым человеком!

Автор: Наталья Константинова

Источник: http://legkopolezno.ru/lajfhaki/privychki-uspeshnyh-lyudej/

Как выбрать профессию - для начинающих

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора - у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.

Если это так, то ты - счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе "как бы нравится" история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь - скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.

Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы "застенчив". Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное - интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика - ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности - как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы - это ее название…

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии - а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника"). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).

Автор: Елена Рыхлевская

Как понять заранее, на какой режим учебы и последующей работы себя настраивать

Не успеваете одновременно осваивать текущую школьную программу и готовиться к ЕГЭ по нескольким предметам? То ли еще будет! С похожими проблемами сталкиваются и взрослые: современность требует от них быть многозадачными. Кому удается справляться с большим количеством разноплановых трудовых поручений, того ценят работодатели. Впрочем, легко жонглировать делами получается далеко не у всех. Как понять заранее, на какой режим учебы и последующей работы себя настраивать?

Вы любите, когда в школьном ежедневном расписании все уроки разные. Две биологии подряд? Ни за что! Говорят, что частая смена видов деятельности – это почти как отдых…

Но не спешите объявлять себя кандидатом в многозадачные профессионалы. Учителя младших классов могли бы поведать вам, что любой первоклассник дольше 10 минут слушать их не может – поэтому рассказ учителя сменяется записью упражнения, а оно – бурным обсуждением темы урока. Не слишком развитая способность удерживать внимание – это отнюдь не признак многозадачности. С годами учащиеся обычно становятся усидчивее – студенты спокойно высиживают «пары» лекций по одной и той же специальности. А некоторые – к примеру, увлеченные наукой – впадают в такую сосредоточенность, что даже поесть вовремя забывают. А ведь когда-то они не брезговали считать ворон за школьным окном, если решаемая задача надоедала.

Выбираем профессию

Лучше подойдем к вопросу с другой стороны. Вы уже придумали, по какой профессии будете работать? Можно и сейчас, не имея пока на руках результатов ЕГЭ, зайти на сайты по поиску работы – и ознакомиться с актуальными требованиями к представителям интересующей вас профессии. В объявлениях о вакансиях есть графа «Обязанности». Чем больше этих обязанностей перечислено, тем в большей степени многозадачным считается специалист. Стоит хотя бы примерно оценить заранее, сможете ли вы сочетать разные виды рабочей активности – или лучше выбрать более монотонную специальность.

Быстро переключаться между разными вопросами, возникающими в течение дня, придется менеджерам, координаторам проектов, секретарям и диспетчерам – а поскольку такие люди нужны в разных сферах, то специальность по диплому у вас может быть любой. Многозадачность может также потребоваться юрисконсультам – ведь вопросы у клиентов такого юриста могут касаться не только какой-нибудь одной сферы права – и сотрудникам самых разных справочных служб.

Дизайнеры, копирайтеры (сочинители «продающих» текстов на заказ) и педагоги тоже делят свою активность на разные ее виды. Если первые и вторые лавируют между творческим процессом и обсуждением технического задания с клиентом, то учитель выполняет еще больше функций: в классе он ведет урок, в учительской – заполняет документацию образовательного учреждения, а дома – проверяет тетради и готовится к новому занятию. Все те, кому нужно общаться с клиентами, а потом выполнять для них заказы, и все те, кому нужно подтверждать свои рабочие действия документально на грани бюрократизма, уже не могут посвятить свой рабочий день чему-то одному.

Относительно однообразными бывают обязанности человека, работающего при каком-либо подобии склада (лаборатория, библиотека, банк) или однажды разработанного маршрута (линия метро, регулярная экскурсия). Заскучать ему не дают люди, с которыми он сталкивается в процессе работы, однако вопросы, которые могут задать, к примеру, гиду, всё же более предсказуемы, чем вопросы, адресуемые консультантам.

Для ученого «маршрутом» выступает его собственное исследование, а «складом» – весь объем знаний, накопленный человечеством по изучаемой им теме. От этого деятеля потребуется как раз не быть многозадачным, что в случае занятий наукой означает: не разбрасываться!

Если вы пока не поняли, насколько вы способны переключаться между задачами, волноваться не нужно. Так, поступив в медицинский вуз, впоследствии можно будет работать как участковым терапевтом в поликлинике (полдня – обход больных на участке и полдня – прием пациентов по записи, многозадачность тут налицо!), так и просто вести прием в той же самой поликлинике в качестве профильного врача. А став корректором, вы сможете устроиться как в ежедневную газету, так и в ежемесячный журнал – во втором случае мобилизовать себя на борьбу с ошибками вы будете лишь время от времени. Но продумать варианты возможной рабочей нагрузки не рано и сейчас: вдруг все они окажутся для вас неприемлемыми? Тогда нужно выбирать другую профессию! Однако перебирать слишком много занятий тоже смысла не имеет: сегодня в принципе отмечается тенденция к многозадачности. Универсальный профессионализм нынче требуется и гейм-дизайнерам, и девелоперам, и GR-менеджерам, и системотехникам, и экспертам по оценке бизнеса – даже впервые услышав название той или иной профессии, можно наверняка предполагать, что она потребует от вас способности комбинировать неодинаковые виды трудовой нагрузки.

Следует также понимать, что не только потенциальные архивариусы и лаборанты не в восторге от того, что происходит с современными профессиями. Бьют тревогу психологи и медики, ведь склонность брать на себя слишком много дел расшатывает психику специалиста независимо от того, нравится ли разнообразная работа ему самому. Да, реальность сегодня сложна и требует такого же сложного трудового ответа от настоящего профи, но разделение труда когда-то послужило прогрессу и возникновению профессий – возможно, всё-таки пока рано сбрасывать его с корабля истории, чтобы каждый человек мог найти себе дело по душе?

Готовимся к экзаменам

В вузе сочетать разнообразную нагрузку вас не научат. Придется осваивать эту премудрость самостоятельно, в сложных случаях обращаясь за помощью к специалистам по тайм-менеджменту и психологии. А потренироваться можно будет прямо на собственных школьных домашних заданиях в ближайшие дни и месяцы.

Кстати, несколько лет назад ученые доказали, что мозг можно именно натренировать на выполнение большего количества задач, чем он привык выполнять, если переключаться на следующее действие чуть дольше секунды. На практике же, согласно наблюдениям исследователей трудового процесса, на переключения порой отводится вдвое больше времени, чем на само дело, а это тоже никуда не годится. Работа ученых всего мира над проблемой загруженности современных людей всё еще не завершена. Но это не значит, что мы должны взваливать на себя ворох дел, дожидаясь результата соответствующих изысканий. Лучше не увлекаться погоней за двумя зайцами – а учиться составлять цепочку дел так, чтобы в их последовательности была логика.

Продумайте, как сочетать учебу и отдых. Многозадачностью называют не только требование мирового рынка труда. Это еще и термин, обозначающий свойство операционной среды компьютера. На каждую из задач в многозадачной операционной среде должен быть выделен достаточный ресурс – так что и вне такой среды прежде всего нужно научиться получать ресурсы.

Школьники делятся на 2 типа: одни сначала делают уроки, а потом гуляют, другие – наоборот. Первым и прогулка не в радость, если над ними «висят» еще не сделанные упражнения и еще не решенные задачи. А представители второго типа спокойно проводят час-другой на свежем воздухе, сколько бы ни задали на дом, и надо признать, что это и есть здравая позиция. Ведь у их «антиподов» порой просто не остается времени на то, чтобы выйти погулять. И так проходят недели и месяцы. От такого образа жизни убывают силы, а уроки делаются еще дольше – ресурсы в опасности!

В этом случае важно понять, что тревожность и неумение расслабляться требуют проработки. Чтобы ходить гулять со спокойной совестью, сильнее сфокусируйтесь на учебном процессе в школе – и вы легко разрешите себе сделать необходимый перерыв после учебного дня.

Определите порядок следования учебных предметов при подготовке. Полезно символически отделить в своем расписании «просто школьные предметы» от предметов вступительных испытаний. Так вам легче будет увидеть, насколько вы продвинулись в подготовке к вузу – и хорошо ли управляетесь с учебной рутиной. Дополнительную активность можно рассортировывать по этим же блокам. К примеру, если вы любите читать, то ежедневную подготовку к вузу можно завершать получасовым чтением статей о вашей будущей профессии, а обычное приготовление уроков – получасовым чтением художественных книг либо научно-популярной литературы.

Между этими блоками вполне уместен перерыв на спортивную разминку. Но не пытайтесь демонстрировать многозадачность во время такого перерыва и слушать аудиокниги по изучаемой дисциплине, приседая с гантелями. Лучше вспоминайте инструкции тренера! А ту же аудиокнигу можно послушать в абсолютно свободный день, не отвлекаясь ни на что больше и не ставя перед собой дополнительных задач.

Управляйте освоением экзаменационных предметов. Самое важное в постижении материала – понять предмет в системе, в связи явлений, теории, опытов, задач и упражнений. К сожалению, старшекласснику чаще удается только одно из двух – или получить о структуре учебного предмета поверхностное представление, или глубоко понять отдельные ее моменты, а остальное же – вовсе упустить из виду.

Если вы затвердили последовательность параграфов, решаете основные типы задач и не пасуете перед типичными заданиями ЕГЭ, то сможете неплохо его сдать, а впоследствии – успешно заниматься в вузе. Однако подобный подход совсем не гарантирует ни успешного функционирования вашей долговременной памяти, ни полного понимания изучаемого, ни будущих трудовых успехов. Ведь жизнь сильно искажает школьную и даже университетскую структуру учебных дисциплин.

Зато если вы уже умеете связывать содержание учебного курса с реальной жизнью и в состоянии отыскать общее между темой по истории или географии и событиями недавнего понедельника, а также без устали ищете и периодически находите следы школьной программы в живой современности, то у вас появляются шансы на интересную карьеру. Но это не значит, что вы сумеете ответить на все вопросы единого экзамена.

Так что вам нужны оба стиля подготовки! Домашние задания выполняйте, не пропуская ни одного упражнения и чувствуя себя прилежным школьником. А в свободное время – на переменках или дома – размышляйте о будущей профессии и о том, что еще нужно изучить, чтобы к моменту выпуска из вуза уже уверенно ею владеть. Это очень интересно! Ведите блокнот с кодовым названием «Моя профессия». Пусть он будет всегда под рукой. Столкнулись с ситуацией, имеющей отношение к выбранной специальности? Услышали новый термин из этой области? Прочли статью об интересном методе работы будущих коллег? Запишите всё это и обдумайте.

Изученное таким способом невозможно забыть. Перечитывая свои записи, вы увидите, что вы научились ставить перед собой действительно много задач – и учебных, и даже профессиональных. Необязательно перерешать их быстро, нет. Главное – видеть и формулировать их самому. И последовательно ими заниматься.

Источник: www.edunews.ru

Работа будущего: какие навыки обязательно нужно развить к 2020 году

Что нас ждёт в 2020 году, предсказать сложно. Но учёные могут многое спрогнозировать. Так, Институт будущего в США постоянно занимается различными исследованиями о нашем будущем. В том числе они активно исследуют то, как люди будут работать.

Хотите быть востребованным специалистом на рынке труда в будущем? В своем исследовании Future Work Skills 2020 Институт будущего выделяет 10 важных навыков для успеха в работе будущего.

  1. Понимание смыслов.

    Речь идет о способности определять глубокий смысл и значение того, что нам хотят донести. Машины не могут понимать весь смысл информации, которую они обрабатывают. Зато это могут люди, и в этом деле пока что ни одна машина, ни один робот нас заменить не может. Sense-making skills – те навыки, которые помогают нам создавать уникальные идеи, приходить к определенным выводам, критически необходимым для принятия решений.

  2. Социальный интеллект.

    Роботы, несмотря на наличие «социальных» и «эмоциональных» прототипов, пока не обладают необходимыми социальными навыками и уровнем эмоций, чтобы заменить человека в работе. Те сотрудники, у которых хорошо будет развит социальный и эмоциональный интеллект, будут иметь большое конкурентное преимущество в будущем. Такие люди могут чувствовать настроения других, вызывать желаемые реакции людей. Благодаря этому они успешно сотрудничают и строят отношения с другими, так как могут «подстроиться» под собеседника в нужный момент. Например, сменить тон, подобрать нужные слова, жесты и т.д.

  3. Умение мыслить вне рамок и правил, адаптивное мышление.

    «Ситуационная адаптивность» – способность реагировать на уникальные неожиданные обстоятельства. Сотрудники, которые умеют в нужный момент выходить за рамки, не проиграют даже в самой сложной ситуации. По мере того, как все автоматизируется, эти навыки будут в большом почете на протяжении следующего десятилетия.

    «Сотрудники, у которых хорошо будет развит социальный и эмоциональный интеллект, будут иметь большое конкурентное преимущество в будущем. Они могут чувствовать настроения других, вызывать желаемые реакции людей».

  4. Межкультурная компетентность.

    В современном мире, учитывая глобализацию, сотрудники должны уметь работать в любой среде, где бы они ни оказались. Это требует от них не только языковой подготовки, но и умения приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, способности ощущать и реагировать на новые контексты, находить общий язык и изучать культурные особенности тех стран, с которыми приходится работать. При этом межкультурные компетенции станут важным навыком для всех работников, а не только для тех, кому придется работать в разных странах. Так, компании все чаще рассматривают разнообразие как движущую силу инноваций. Сочетание в команде людей разных возрастов, с разными навыками, стилем работы и мышления – путь к лучшим результатам.

  5. Вычислительное мышление.

    Способность обрабатывать большие объемы данных, выделять самое главное и делать выводы, основанные на них.

    Количество данных, которые мы обрабатываем каждый день, увеличивается в геометрической прогрессии. Поэтому, по словам исследователей, умение разобраться во всей этой информации, резюмировать ее – еще один важный навык в карьере будущего. Но в то же время, предупреждают в исследовании, сотрудникам не нужно учиться полагаться только на цифры и данные. Необходимо сохранить умение принимать решение и действовать, когда нет никаких данных и информации для этого.

  6. Медиа-грамотность.

    Способность критически оценивать содержание той или иной информации, умение использовать новые медиа-возможности для убедительной коммуникации.

    Блоги, социальные сети, подкасты, форумы – все эти важные площадки для создания своего образа и взаимодействия с потребителем в будущем полностью проникнут и в профессиональные коммуникации. Работники будущего должны будут свободно работать в таких форматах как видео, разрабатывать контент для современных форм массовой информации и коммуникации. Увы, одной простенькой презентации в Power Point уже недостаточно, чтобы привлечь внимание аудитории и убедить ее в чем-то.

    «Сотрудники будущего должны уметь работать в любой среде, где бы они ни оказались. Это требует от них не только языковой подготовки, но и умения приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, находить общий язык и изучать культурные особенности тех стран, с которыми приходится работать».

  7. Междисциплинарность.

    Многие из проблем и задач, как в отдельной компании, так в мире в целом, требуют междисциплинарных решений. Например, возьмите хотя бы глобальное потепление.

    Исходя из этого, идеальный сотрудник будущего – тот, у которого есть своя специализация, плюс – неплохие знания и в других, смежных сферах, чтобы разговаривать со специалистами из других областей на одном языке. Как этого достичь? Учитесь! К счастью, сейчас есть множество бесплатных онлайн-ресурсов.

  8. Проектное мышление.

    Умение представлять и разрабатывать задачи и рабочие процессы, чтобы добиваться желаемых результатов.

    Сенсоры, средства связи и растущая вычислительная мощность принесет с собой новые возможности в развитии нашей работы. Люди смогут создавать такой антураж, изменять окружающую среду так, чтобы она способствовала достижению желаемых результатов. Работники будущего должны будут стать экспертом в распознавании типа мышления, который необходим для решения тех или иных задач, чтобы создавать соответствующую окружающую среду.

    «Чтобы эффективно управлять всеми информационными потоками, нужно не только учиться фильтровать информацию, но и использовать для этого все блага технического прогресса, разрабатывать собственные техники, чтобы справляться с информационным «шумом».

  9. Управление информацией.

    Способность различать и отфильтровывать только самую важную информацию. Понимание, как можно максимально полезно использовать разные технические возможности в этом направлении.

    Сегодня из-за огромного количества информации мы часто чувствуем себя перегруженными. Чтобы эффективно управлять всеми информационными потоками и получать от них пользу, нужно не только учиться фильтровать информацию, но и использовать для этого все блага технического прогресса, разрабатывать собственные техники, чтобы справляться с информационным «шумом». Этот навык просто необходимо развивать, так как информации будет становиться еще больше.

  10. Умение работать удаленно.

    Чтобы быть успешным в будущем, всем сотрудникам нужно будет научиться работать продуктивно, полностью вовлекаться в рабочие процессы, будучи членом т.н. виртуальной команды.

    Удаленная работа будет только набирать обороты. Уже сейчас многие компании создают виртуальные офисы, не требуя от своих сотрудников ежедневного присутствия на работе. Поэтому, например, одна из главных задач лидеров команд, работники которых работают удаленно, – не только выстроить рабочие процессы, но и научиться вовлекать и мотивировать людей на расстоянии. Геймификация, то есть внедрение в рабочие процессы элементов игры, играет здесь одну из решающих ролей. А сотрудники виртуальных команд, в свою очередь, должны будут позаботиться о том, чтобы работать продуктивно и эффективно вне стен классического офиса.

В конце прошлого года Институт будущего дополнил свой список еще 3 необходимыми навыками: самомотивация, тайм-менеджемент в управлении источниками своих доходов, управление онлайн-рекрутингом.

Источник: rabota.ua

Обсуждения

  1. Администратор

    Здравствуйте, уважаемые учащиеся, родители и педагоги!
    Здесь вы можете оставить свой комментарий к статьям, а также задать вопрос для обсуждения.

  1. Валерия

    Очень полезная и интересная статья. Спасибо.

  1. Наталья

    Действительно полезные и интересные статьи. Выбор профессии для меня это сложно. Постараюсь принять к сведению все предложения и рекомендации. Спасибо.

  1. Роман

    10 привычек по-настоящему успешного человека. Отличная мотивационная статья! Осталось только убедить себя пересмотреть некоторые привычки и поменять кое-какие взгляды.

  1. Юлия Леонидовна

    Профориентационный кабинет - полезное дело. Каждая статья несёт массу полезной информации. Советы "как правильно выбрать профессию" - это основа основ, для тех, кто задумывается над своей дальнейшей судьбой. Спасибо

  1. Наталья

    Всем выпускникам рекомендую статью "8 самых частых ошибок при выборе профессии". Считаю,что выбор профессии является очень сложным и ответственным шагом в жизни каждого человека. Поэтому подходить к нему надо обдуманно, взвесив все "за" и "против", чтобы потом не сожалеть и не испытывать чувство разочарования за свой выбор.

  1. Лариса Алексеевна

    Много очень интересной и полезной информации. Мне кажется, это пригодится всем.Здесь можно найти ответы практически на все вопросы, которые возникают у тех, кто стоит перед выбором. Большое спасибо за создание такого кабинета.

  1. Андрей

    Хороший виртуальный кабинет, полезная информация для тех, кто заканчивает школу. Особенно понравилось, что не забыли и о детях с ОВЗ, даны информация и советы для них и их родителей. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет опубликован в течении 3-х дней, после проверки администратором
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *