В последние годы педагоги, педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без серьёзных отклонений, понятна окружающим и не вызывает опасений у родителей.
Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и в постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже будучи беременной, будущая мама зачастую не готова к материнству, ведёт нездоровый образ жизни, имеет хронические (и часто не выявленные) заболевания. В таких случаях беременность и роды протекают с осложнениям. К тому же с великим сожалением можно отметить, что всё меньше родителей уделяет должное внимание речевому развитию своих детей. Есть и такие родители, которые считают, что развитием их чада (в том числе и речевым) обязаны заниматься детские сады и школы и снимают с себя всякую ответственность.
Не слушайте знакомых, которые будут убеждать, что если ребёнок не заговорил до двух лет, то обязательно сделает это в три года. Такие случаи бывают, но их процент ничтожно мал. Как правило, задержка речевого развития уже сигнализирует о других проблемах у ребёнка: нарушениях в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия, интеллектуальной недостаточности, наследственной патологии. Среди возможных причин так же следует отметить частую болезненность ребёнка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций, а впоследствии страдает и речь.
Что же входит в понятие «нормального речевого развития» и когда бить тревогу, если что-то идёт не так?
Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления.
Если Ваш ребёнок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно «гулит», произнося нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу» и т.д. Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано и зависит от эмоционального общения со взрослым.
А теперь представим ситуацию, когда молодая мама большую часть свободного времени уделяет не малышу, а социальным сетям, и ребёнок предоставлен сам себе. Никто не стимулирует его гуление и речевое развитие на этом этапе уже задерживается.
В 2,5-3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует его речевому дыханию. В этом возрасте малыш способен отвечать улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивает голову. Если этого не происходит, В 4 месяца у ребёнка отмечается так называемый «комплекс оживления». Малыш радостно улыбается, машет ручками, сучит ножками на появление мамы (как правило). Он уже способен отличить «своих» от «чужих» людей. К своим тянет ручки, гулит, на чужих может реагировать плачем.
К 5-6 месяцам у нормально развивающегося младенца начинается лепет. Малыш пытается произносить слоги, цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «ба-ба-ба», «па-па» и т.п. Именно в 5 месяцев у малыша начинает проявляться внимание к артикуляции взрослых! Он следит за тем, как Вы произносите звуки и пытается подражать. Это очень важный момент в развитии речи! Поэтому не сюсюкайте с ребёнком, говорите не быстро, четко и правильно.
Если же Ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Заботливую маму должно насторожить, хорошо ли слышит малыш. Если возникают подозрения, следует незамедлительно обратиться к отоларингологу (ЛОРу).
Примерно с 7-8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Малыш старается произносить цепочки слогов с разными интонациями, опять же подражая взрослому.
К 10 месяцам малыш понимает и произносит слова «да» и «нет», сопровождая их характерными жестами. Эмоциональное общение со взрослым приобретает особое значение для его развития. Появляются часто употребимые слова («мама», «папа», «баба», «дай» и т.д.) Важно подкреплять произношение новых слов многократным повторением. Примерно к году в словаре ребёнка появляется 10-15 осознанно произносимых слов.
К 1,5- 2 годам в речи появляются предложения: «Мама, дай сок», «Хочу пить!», «Мишка спит». Появляются первые прилагательные: «хороший», «плохой», «большой», «маленький». Они могут звучать смягчённо, как «хаёси», «пахой», «басёй», «маекий», с пропуском «трудных» звуков, это нормально в данном возрасте. Примерно к 3 годам уходит так называемое физиологическое смягчение. Ребёнок правильно произносит все гласные и простые согласные звуки (Б, Бь, П, Пь, М, Мь, Т, Ть, Н, Нь, К, Кь, Г, Гь, В, Вь, Ф, Фь), строит простые распространённые или даже сложносочинённые предложения, допуская «словотворчество» («Папа купил мне новую грузовую машину», «Ваня большой, а папа большЕЕ.», «Бабушка спит, потому что устала»). В этот период малыш активно запоминает и рассказывает небольшие стишки, любит слушать сказки. Полюбившиеся сказки может дополнять и пересказывать.
К 4 годам правильно должны произноситься свистящие звуки (С, Сь, З, Зь) и звук (Ц). Следует обратить внимание на то, как произносятся эти звуки, нет ли «межзубного» или другого «искажённого» произношения. Это уже повод для обращения к логопеду. Нельзя настаивать в этом возрасте на правильном произношении звука (Р), артикуляция ребёнка ещё может быть не готова к этому и вы «добьётесь» «горлового» произношения, которое с трудом исправляется впоследствии логопедом.
К 5 годам формируются шипящие звуки (Ш, Ж, Щ). Звук (Ч) может появиться даже раньше. Может появиться уже и звук (Р). Считается нормой, если он «установится» ближе к 6 годам, главное, чтобы не было замен на другие звуки или искажения. В этом возрасте ребёнок почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок.
В 6 лет нормально развивающийся ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической, монологической и ситуативной.
В 7 лет начинается школьный период и ребёнок, владея устной речью, уже готов к усвоению письменной речи (письмо и чтение). Поэтому успешному освоению школьной программы во многом способствует правильная, грамматически оформленная речь без искажений.
В этой статье мне, как речевому специалисту. хотелось обратить ваше внимание, дорогие родители, насколько важно не пропустить все этапы правильного формирования речи ребёнка и при необходимости не затягивать и вовремя обращаться к специалистам (педиатрам, неврологам, отоларингологам, логопедам, сурдологам и др.)